Тоже литература
Читки, лекции и дискуссии о драматургах, пьесах и их театральной судьбе
Драма является одним из видов литературы, наряду с эпосом и лирикой, но имеет при этом двойственную природу, так как принадлежит одновременно двум видам искусства — литературе и театру. Существуя с древнейших времён, драма много раз меняла свои каноны, но неизменными оставались первостепенность действия и прямой речи героев. Эта особенность делает драму прямым отражением человеческого бытия в разные исторические эпохи и времена.
Мы можем ни разу в жизни не побывать в театре, но нам известны и нами, хотя бы в школьной программе, прочитаны величайшие драматические тексты.
О природе драмы, пьесах, переживших века и десятилетия, и тех, которые были значимы только для их современников, о писателях, писавших в том числе пьесы, и о драматургах будем говорить с литературоведами и театроведами, драматургами, режиссёрами и артистами.
Прошедшие лекции
В 1930-е годы, зрелую сталинскую эпоху, культурное поле сужается. Ликвидация отдельных линий, отдельных людей привела к уничтожению целых культурных пластов. Пьесы Николая Эрдмана запрещают, Андрея Платонова не публикуют и не ставят, Михаил Булгаков затравлен. Именно на этом фоне действует драматург Александр Корнейчук, который написал в 1934 году пьесу «Платон Кречет», посвящённую редкой для театра теме медицины и её духовного характера.
Театральный критик Павел Руднев рассказал о драматургическом наследии Александра Корнейчука, интеллигентском типаже 1930-х и о том, как готовился к роли Платона актёр МХАТа Борис Добронравов, а студенты 3 курса Школы-студии МХАТ (мастерская Евгения Писарева) прочитали пьесу.
Ильдар Хуснуллин
режиссёр читки
Павел Руднев
куратор проекта, театральный критик, кандидат искусствоведения
После революции 1917 года ритм постановок Художественного театра становится катастрофическим. Три года не выходит ни одного нового спектакля. В 1920-м Константин Станиславский вместе с режиссёром Александром Вишневским наконец выпускает «Каина» по пьесе Байрона. Но естественный ритм работы театра был налажен только в сезоне 1925−1926 годов.
Театральный критик Павел Руднев рассказал, почему спектакль провалился, кто соблазняет Адама и Еву в пьесе, как Каин изучает пределы познания, зачем Немирович-Данченко писал в Священный Синод и почему пьесу Байрона никогда не ставили в Англии. А студенты Школы-студии МХАТ прочитали пьесу.
Ксения Отинова
режиссёр читки
Павел Руднев
куратор проекта, театральный критик, кандидат искусствоведения
Полное собрание сочинений Дмитрия Мережковского — это 60 томов, колоссальное количество текстов. Он был вычеркнут из русской культуры в течение советского периода, но при этом есть сведения, что его историческими романами увлекались Томас Манн и Зигмунд Фрейд, и в целом тексты Мережковского были известны в мировом пространстве. Он был важнейшей фигурой, сформулировавшей идеи русского модерна.
Студенты 3 курса Школы-студии МХАТ (мастерская Евгения Писарева) прочитали малоизвестную сейчас пьесу Мережковского «Будет радость», поставленную в МХТ один раз в 1916 году. А театральный критик Павел Руднев рассказал, почему этот текст напоминает чеховскую «Чайку», только с религиозными мотивами, что писал Мережковский об МХТ до постановки, зачем автор использовал в пьесе фрагменты своих религиозных статей и о какой радости идёт речь в её названии.
Ксения Отинова
режиссёр читки
Павел Руднев
куратор проекта, театральный критик, кандидат искусствоведения
Пьеса Немировича-Данченко «В мечтах» была поставлена единожды — таким был её провал. Но до этого Владимир Иванович был именитым автором, трижды получившим Грибоедовскую премию. Что же не так было с пьесой «В мечтах»?
Театральный критик Павел Руднев рассказывает о том, как неудачная постановка создателя Московского художественного театра стала симптомом времени и определила репертуарную политику театра. А студенты Мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина (4 актёрский курс Школы-студии МХАТ) читают «В мечтах», показывая её разрозненность, сбивчивость, а также удачные технологии, которые потом станут инструментарием Максима Горького.
Ксения Отинова
режиссёр читки
Павел Руднев
куратор проекта, театральный критик, кандидат искусствоведения
К 1907 году в общественном мнении сложилась картина, что Художественный театр тяготеет к реалистичности, достоверности и жизнеподобию. Но на самом деле репертуар театра не укладывался в это представление. И Константин Станиславский, и Владимир Немирович-Данченко интересовались литературными движениями того времени и серьёзно относились к символизму и декадентству. Именно поэтому на подмостках театра появилась постановка пьесы, выражавшей художественный дух времени, — «Жизнь человека» Леонида Андреева.
Театральный критик Павел Руднев рассказал, почему Всеволод Мейерхольд критиковал Художественный театр, возможен ли протест против предназначения в «Жизни человека», как Леонид Андреев отказался в этом произведении от горьковского бытописания и почему человек, главный герой пьесы, пишется в ней со строчной буквы. А студенты Мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина (4-й актёрский курс Школы-студии МХАТ) прочитали пьесу.
Александр Чеботарев
режиссёр читки
Павел Руднев
куратор проекта, театральный критик, кандидат искусствоведения
К 1897 году, когда выходит пьеса «Потонувший колокол», Герхарт Гауптман — первый драматург Германии. Сейчас её название, как и имя драматурга, мало что скажет рядовому театралу, но тогда пьеса получила большой резонанс и была хорошо принята в Германии и в России. У неё любопытная форма: это и стихотворная феерия, и притча, и философская драма, и сказка для взрослых. «Потонувший колокол» стал второй пьесой, которую поставили на подмостках Художественного театра Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко.
Театральный критик Павел Руднев рассказал, почему Вагнер обязательно написал бы оперу по «Потонувшему колоколу», если бы она вышла при его жизни, как выглядел Станиславский, исполнявший в пьесе главную роль, и что рано или поздно произойдёт с человеком, оказавшимся на территории волшебного. А студенты Мастерской Марины Брусникиной (4-й актёрский курс Школы-студии МХАТ) прочитали для наших посетителей пьесу.
Режиссёр читки — Ильдар Хуснуллин.
Куратор проекта — Павел Руднев, театральный критик, кандидат искусствоведения.
Ильдар Хуснуллин
режиссёр читки
Павел Руднев
театральный критик, кандидат искусствоведения
Норвежский драматург Генрик Ибсен — родоначальник «новой драмы», из которой во многом выросла эстетика драматургии Антона Чехова. При жизни Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко пьесы Ибсена в Художественном театре ставились очень часто: до 1917 года на подмостках театра сыграли девять его пьес. Последнюю пьесу Ибсена, «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», поставили в Художественном театре меньше чем через год после её написания, что невероятно быстро для тогдашнего театрального мира.
Студенты Мастерской Виктора Рыжакова (3-й актёрский курс Школы-студии МХАТ) прочитали пьесу Генрика Ибсена «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», а театральный критик Павел Руднев рассказал, что особенно увлекало Немировича-Данченко во время работы над постановкой и почему от Ибсена в России ждали либо символического жеста, либо проповеди.
Режиссёр читки — Ксения Отинова.
Ксения Отинова
режиссёр читки
Павел Руднев
театральный критик, кандидат искусствоведения