В первой половине 1970-х годов в преимущественно эскимосском прибрежном селе Новое Чаплино (Чукотка) умер шаман по имени Аг’лю, о котором у его современников сохранилось множество воспоминаний. Аг’лю является, с одной стороны, героем современного мифа, а с другой стороны — героем относительно недавнего советского прошлого. Он уважаемый шаман, воплощение традиции и чудесного дара, свойственного отдельным эскимосам, и одновременно фокусник, шулер, обманщик, любивший выпить и всегда нуждавшийся в деньгах для того, чтобы опохмелиться.
Почему Аг’лю называли «сильнейшим шаманом», а позднее живших знающих эскимосов шаманами не называли? Что нам говорят мемораты о шаманах о ритуальной динамике в прибрежной Чукотке? Можем ли мы писать об исчезновении шаманизма у азиатских эскимосов или похороны этой традиции преждевременны? Ответы — в лекции Дмитрия Опарина, который зимой 2020 года собрал воспоминания о подпольных шаманских камланиях послевоенного времени и анекдотических чудесах, творимых Аг’лю, и рассмотрел их в контексте современной рефлексии о «старой жизни» и постсоветской ностальгии по чувству общности и ритуальной насыщенности.