НАСТОЯЩАЯ МУЗЫКА
Лекторий о классической и современной музыке
Проект для тех, кто хочет познакомиться с миром классической и современной музыки, чтобы найти для себя новые источники радости.
«Настоящая музыка» — образовательный проект Библиотеки имени Н.А. Некрасова, запущенный в апреле 2017 года.

Задача проекта — рассказать о музыке, современной и классической, как ее стоит слушать, чтобы получать от этого удовольствие.

Формат встреч и обсуждаемые музыкальные явления крайне разнообразны. Классическая и современная музыка, фольклор, шумовые эксперименты, опера, академический авангард, история музыкальных инструментов и многое другое.
Что мы знаем о русской средневековой музыке?
Анатолий Гринденко
Всемирно известный музыкант-аутентист, играет на барочном инструменте виола да гамба, дирижер, создатель и руководитель хора «Древнерусский распев», восстанавливающего историческую певческую культуру Руси.
Об одноголосых знаменных мелодиях и зарождении многоголосой музыки в Европе, о разнице между русским и европейским многоголосием и противопоставлении человеческой воли божественной, о перламутровом свечении на древних иконах и миноре как манипуляции сознанием людей, фольклорных мелодиях монахов и византийском пении, о народном пении как игре и признаках церковности.
Музыка Кавказа: как ее искать?
Булат Халилов
Журналист из Нальчика, долгое время увлекавшийся экспериментальной и экстремальной музыкой и в какой-то момент обнаруживший не менее мощную традицию вокруг себя. Вот уже 6 лет он совершает музыкальные экспедиции в разные районы Северного Кавказа, Закавказья и юга России.
О черкесском фолке и осетинском ансамбле «Къона», об области интересов лейбла и полном отказе от стереотипов, о суфийском зикре и «дискотеке стариков», об ашугской культуре сказителей и сохранности традиций, о композиторе как маркере национальной идентичности и нюансах записи традиционной музыки.
Полная версия
Пути арабской музыки
Басем Аль-Ашкар
Исполнитель традиционных, академических и собственных произведений на уде, культуролог и журналист; занимается исследованием как фольклорной, так и экспериментальной академической музыки. Участник «Московского андалузского ансамбля» и проекта импровизационной электроакустической музыки «Осьминог».
О культурных центрах развития музыки, об отличиях европейского звучания от арабского, о первых арабских композиторах, о ритме, уде и технике исполнения.
Полная версия
История ритма
Петр Главатских
Мультиперкуссионист; выпускник Московской консерватории, играл в джазовом трио, солировал в оркестре народных инструментов, работал в московских музыкальных театрах и постоянно принимает участие в отдельных театральных и музыкальных проектах; играет на конго, дарбуке, тимбалесе, но главным образом на африканском органе — маримбе. Записал альбом «Ненайденный звук», целиком состоящий из произведений для маримбы.
О музыке Баха и лютеранской церкви, о полифонических принципах и основах ритма, о традиционной африканской ритмике и музыке эпохи барокко.
Полная версия
Как слышать флейту?
Иван Бушуев
Выпускник факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, солист Московского ансамбля современной музыки, участник многих конкурсов, фестивалей и проектов; написал музыку к документальному фильму об Осипе Мандельштаме и к короткометражному фильму MILK; в 2013 году создал сольный проект электронной музыки — nerest.
Об истории духовых инструментов и новых приемах игры на флейте, о ее разнообразных модификациях и самом ближайшем родственнике, о пьесе Клода Дебюсси «Сиринкс» и фавнах.
Полная версия
Колокольный звон в небе и на земле
Ярослав Тимофеев
Выпускник Московской консерватории, автор колокольных звонов для спектаклей, звонарь театров и храмов; музыкальный критик, музыкальный консультант, лектор Московской филармонии и участник инди-группы.
О влиянии размера колокола на звонарскую технику и лирической стороне колокольного звона у Стравинского, о знаменном пении и колокольном звоне у Рахманинова, об отличии русских и западных колоколов и их распространении на Руси, о памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде и культуре скоморошества и многом другом — неожиданном и увлекательном.
Полная версия
Музыка и шум: какая разница?
Константин Дудаков-Кашуро
Доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаватель Высшей школы художественных практик и музейных технологий РГГУ. Специалист по искусству и литературе немецкого и итальянского авангарда, автор исследований и выставок по истории раннесоветской шумовой культуры; сотрудник «Музыкальной лаборатории». Соавтор экспозиционного проекта «Реконструкция шума» и музыкально-сценического проекта «Реконструкция утопии», получившего Гран-при премии Сергея Курехина 2013 года.
О том, как мировой авангард искал в шуме музыку будущего, о новых пролетарских композиторах, которые писали произведения на производственную тематику, об использовании шума в театре и кино, и о том, как в конечном счете всем этим экспериментам удалось стереть разницу между музыкой и шумом.
Полная версия
Что можно узнать из русской народной песни?
Сергей Старостин
Этнограф, певец, автор песен. Собиратель и исполнитель русского фольклора. Выступает как солист, а также с различными группами и ансамблями, среди них: Moscow Art Trio, «Волковтрио», «Жили-были», «Сирин», «Проще простого» и «Живая земля».
Какое мировоззрение стоит за народными песнями? Что мы можем сказать об их авторах? Какие бывают жанры народных песен, каковы их функции и зачем они нужны сегодня?
Полная версия
Другие участники проекта
  • Григорий Кротенко
    контрабасист
  • Дмитрий Курляндский
    композитор
  • Сергей Полтавский
    альтист
  • Сергей Невский
    композитор
  • Дмитрий Илларионов
    гитарист
  • Александр Маноцков
    композитор
  • Марина Катаржнова
    скрипачка
Кураторы проекта
  • Елена Ревич
    скрипачка, заслуженная артистка России
  • Юлия Богатко
    шеф-редактор проекта Arzamas.academy