Слушать текст — читать музыку
Лекторий о музыке в литературе
Это лекторий об отношениях и способах взаимодействия литературы и музыки в книгах известных писателей XX-XXI столетий, погружение и исследование музыкального контекста литературы и путей преобразования жанров художественной словесности.
Какие новые смыслы может сообщать музыкальный код литературному произведению, как музыка предвосхищает развитие сюжета и усложняет проблематику, меняет структуру мотивов и образов и как становится возможным «слушать» художественный текст, а текст музыкальный читать — узнаем на встречах лектория.
Прошедшие лекции
Когда Александр Пушкин, Лев Толстой или Герман Гессе упоминали в своих текстах артиста, оперу или другой музыкальный жанр, они отлично понимали, что за ними стоит. Времена изменились, и то, что напевали под нос во времена классиков, нам зачастую совсем незнакомо.
В лекции, посвящённой музыке в романе «Степной волк», Роман Насонов рассказывает, как связаны миф о грехопадении и история музыки, так ли уж важны конкретные музыкальные произведения для романа Гессе, как звучат фокстрот «Томление» и песня «Валенсия», которые любят слушать одинокие мечтатели, и почему искажённая запись дирижёра Серджу Челибидаке отлично подходит в качестве музыкальной иллюстрации к «Степному волку».
Роман Насонов
доцент Московской консерватории, Московского университета и Шанинки
Петер Хандке — австрийский писатель, который до недавнего времени был известен в России лишь как автор повести «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым», успешно экранизированной Вимом Вендерсом. В 2019 году Хандке получил Нобелевскую премию по литературе, и российский читатель получил возможность познакомиться и с другими его произведениями, которые стали активно переводить на русский язык.
Что такое никелодеон? Как музыкальный автомат может вызывать томительное ощущение прошлого? Почему Петер Хандке никогда не танцевал на дискотеках? Зачем писать эссе не от первого, а от третьего лица? Об этом филолог Алексей Гвоздев рассказывает в лекции, посвящённой тексту писателя о культурном символе ушедшей «аналоговой» эпохи.
Алексей Гвоздев
кандидат филологических наук, доцент Московского международного университета, член Российской ассоциации преподавателей английской литературы
Экфрасис — это описание изобразительного или иного вида искусства в литературе. Так, книга Бориса Виана «Пена дней» полна музыкальных экфрасисов. Все герои здесь окутаны джазом: их зовут как композиции, они раскачиваются в ритме свинга и бесконечно слушают музыку. В лекции филолог Надежда Соболева рассказывает о том, как читать джазовые отсылки в книге французского писателя. Вы узнаете, почему отсылок так много, кто такие зазу и у кого и почему в лёгком выросла кувшинка.
Надежда Соболева — кандидат филологических наук, доцент кафедры всемирной литературы МПГУ. Сфера научных интересов — западноевропейская (преимущественно французская) литература, проблемы жанра романа, литературной рецепции, взаимодействие литературы с другими видами искусства (литература и музыка).
Надежда Соболева
кандидат филологических наук, доцент кафедры всемирной литературы МПГУ