Здесь хорошо
Курс лекций к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова
Имя Сергея Васильевича Рахманинова — знаковое для музыкальной культуры. В 2023 году со дня рождения великого русского композитора, пианиста и дирижёра, имя которого, наряду с именем Петра Ильича Чайковского, стало синонимом русской музыки, исполнилось 150 лет. На ведущих концертных площадках весь год звучат его оркестровые, фортепианные, камерно-инструментальные сочинения.
В рамках курса лекций вместе с музыковедом Светланой Бондаренко рассмотрим основные этапы жизни и творчества композитора, его связь с литературными течениями Серебряного века, а также разберём некоторые симфонические и оперные произведения.
Прошедшие лекции
Расцвет творчества Рахманинова пришёлся ровно на Серебряный век. Некоторые черты символизма, художественного направления, достигшего пика развития на рубеже 19-го и 20-го века, отразились и в произведениях композитора.
Зачем Рахманинов использовал в своих работах колокола? Какая картина вдохновила композитора на создание «Симфонических танцев»? Кому, по легенде, была отправлена сюита ре минор, которая считалась утерянной до конца 20-го века? Рассказывает музыковед Светлана Бондаренко.
Сергей Рахманинов, по его собственным словам, не был убеждённым новатором. Конечно, авангардные течения и тенденции 20-го века — например, джаз, который как раз начал развиваться, когда Рахманинов эмигрировал в США, — не могли не коснуться композитора. Однако на протяжении всей своей творческой биографии он упорно продолжал романтическую линию развития русской музыки.
Почему мелодии Рахманинова часто сравнивают с просторами России? Что он стремился запечатлеть в «Шести музыкальных моментах»? Что случилось с нотами оперы «Монна Ванна» и можем ли мы услышать её сейчас? Рассказывает музыковед Светлана Бондаренко.
Сергей Рахманинов был пианистом, композитором и дирижёром. Все грани его таланта соединились в четырёх фортепианных концертах: он исполнял их как пианист и дирижировал ими. Несмотря на славу, Рахманинов всю жизнь сомневался, верно ли выбрал свой профессиональный путь. В 1917 году он был вынужден уехать из России, и эта разлука, конечно, нашла отражение в произведениях, написанных после эмиграции.
Музыковед Светлана Бондаренко рассказывает, как творческий путь Рахманинова связан с Петром Чайковским, чем занимался композитор в юности, прогуливая лекции в консерватории, как прелюдия до-диез минор стала хитом в Европе, как он справлялся с тоской по России и кто входил в его окружение по переезде в США.
  • Светлана Бондаренко
    музыковед, писатель, студентка Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Литературного института имени А. М. Горького